Пособие для начинающих художников, пытающихся перерисовать эскиз или другое какое-либо изображение, на будущую картину (11 способов). Вы можете выбрать любой из перечисленных ниже методов переноса.
СПОСОБЫ ПЕРЕНОСА РИСУНКА НА КАРТИНУ на сайте «ХУДГРАФИК» — https://artgraphic.su/sposoby-perenosa-risunka-na-kartinu.html
Сразу прибамбасы.
Ксерокс или принтер можно использовать как приблуду для получения листов под копирку, см. п. 6 из списка, или для получения эскизов для любых других методов, если надо без лишней крови изменить масштаб.
В дальнейшем я буду именовать то, с чего копируется, рисунком, а то, куда копируется, картиной.
1
Прямое копирование
наобум Лазаря (или от Фени Яковлевны). При этом способе копирование может происходить с любым масштабом, прозрачность рисунка и картины не имеет значения. Два листа ставятся рядом и изображение тупо срисовывается с рисунка на картину. Чем ближе листы друг к другу, тем меньше мучений и точнее перенос. У опытных художников такой способ может повысить качество конечного результата (картины), т.к. по ходу копирования художник может увидеть и устранить какие-то недостатки, например, композиции. У менее опытных этот способ понижает качество конечного продукта.
2
По клеткам.
Советский способ, так как в те времена, по ряду причин, обычно использовали именно его. При этом способе копирование может происходить с любым масштабом, прозрачность рисунка и картины не имеет значения. Рисунок и картина расчерчиваются на сетку с одинаковым количеством клеток или прямоугольников. В особо тяжёлых случаях (картина большая и сложная) рекомендуется нумеровать столбцы и стоки. В пределах каждого прямоугольника кусочек изображения рисуется наобум, но отдельные элементы (квадраты) получаются на своих местах, и этим достигается большая или меньшая точность перевода. Разумеется, чем меньше клетки, тем точнее перенос и тем более трудоёмкой является вся процедура.
3
По координатам.
Теоретически, при этом способе копирование может происходить с любым масштабом, прозрачность рисунка и картины не имеет значения. Способ хорошо работает при разметке, например, портретов. Прежде всего следует наметить базы, от которых будут отмеряться размеры. Это ТОЛЬКО ОДНА вертикальная и ТОЛЬКО ОДНА горизонтальная базы. В качестве баз используются края подрамника или листа картины или специально нанесённые линии, если база вынужденно не совпадает с краем (например, рисунок является лишь частью картины, или вы решили оставить поля). От этих баз по декартовым координатам намечается несколько опорных точек (например: центр основания носа, центры зрачков, высоты бровей, высота и центр губ, окончания разреза рта, границы крыльев носа, центры фырок хрюнделя (ссылка не работает), высота начала оволосения лба, размах локаторов ушей, высота нижней границы подбородка, линии, ограничивающие ширину ряхи, уголки глаз). Обычно этого хватает. Остальное, если портрет невелик, можно рисовать и от Фени. Если размеры рисунка и картины одинаковы (масштаб копирования 1:1), процесс не очень обременителен. Следует запастись длинной прямой линейкой. Другие средства измерения нежелательны, из-за неиллюзорной возможности накосячить. Если перенос идёт с уменьшением или с увеличением, потребуется калькулятор, и процесс становится очень трудоёмким.
Вместо линейки можно также пользоваться чертёжным измерителем (если масштаб 1:1), или пропорциональным циркулем (в любом другом масштабе, в известных пределах, конечно).
4
Прокалыванием.
Способ советских студентов, копировавших таким образом чертежи в эпоху сурового контроля качества. При этом способе копирование может происходить только в масштабе 1:1, прозрачность рисунка и картины не имеет значения. Потребуется эскиз, совпадающий размером с картиной. На эскизе шилом или толстой иглой делаются дырочки в опорных точках. Рисунок накладывается на картину, жёстко фиксируется, например, липкой лентой, и сквозь дырочки на картину наносятся сами точки любым подобающим рисовальным элементом (кисть, карандаш, авторучка, фломастер и т.д.).
Сюда же относится так называемый метод припороха.
5
Светокопия.
При этом способе копирование может происходить только в масштабе 1:1. Работает для более или менее прозрачных материалов (стекло, бумага, акварельная бумага, ватман). Строится стол, у которого вместо столешницы стекло. Если используется стекло толщиной 6 мм, как показывают опыты, этого достаточно. Если такового в наличии нет, можно использовать два листа по 4 мм. Но лучше не рисковать и положить сразу десятку. Под стекло монтируется мощное освещение. Следует использовать газовые или светодиодные лампы. Устанавливать лампы накаливания, в т.ч. галогены, не следует — от перепада температур стекло может лопнуть, бумага деформируется, да и руку на такой стол не положишь ☺. На просвет можно срисовать что угодно.
Вариант А(безбюджетный, ☺): стекло кладётся на спинки двух стульев.
Вариант Б(супербезбюджетный, ☺): прилепить клейкой лентой рисунок и картину к оконному стеклу.
6
Копирка.
При этом способе копирование может происходить только в масштабе 1:1, прозрачность рисунка и картины не имеет значения. Работает для рисунков, выполненных на тонкой бумаге (например, ватман не прокатит).
Вариант А. Берётся стандартная копирка любого цвета, отличного от чёрного, потому что чёрный цвет, активно размазываясь при производстве картины, сильно усложняет процесс. С ним потом приходится специально воевать. Из листов копирки липкой лентой склеивается большая копирища по размерам картины. Она подкладывается под наложенный на картину лист рисунка и всё это фиксируется скотчем.
Вариант Б, при отсутствии фабричной копирки. Лист рисунка с задней стороны сплошь затушёвывается пастелью или другими мелками, кроме угля. Недостаток: трудоёмко и пастель жалко. Достоинства: из-за отсутствия промежуточной копирки и липкой ленты более качественный отпечаток; можно подобрать нужный цвет отпечатка.
Рисунок продавливается тонким, но гладким элементом. Хорошо подходит шариковая ручка, потому что на конце у неё шарик ☺. Он достаточно мал, чтобы создать большое давление, и в то же время не рвёт бумагу рисунка. Можно также использовать толстый грифельный карандаш, предварительно закруглив кончик, или роликовый стеклорез.
7
С экрана телевизора, монитора, планшета.
При этом способе масштаб можно менять в некоторых пределах. Работает для более или менее прозрачных материалов (стекло, бумага, акварельная бумага, ватман). Способ требует определённой продвинутости в области оргтехники. Потребуется большой телевизор и комп. Одно подключается к другому. Некоторые программы — просмотрщики картинок позволяют плавно менять размер изображения на экране. Найдя подходящий размер и прилепив картину к экрану ТВ, можно приступать к обводке. Если изображение целиком не вмещается в экран, его можно двигать, вместе с картиной, конечно же.
8
На слой краски.
При этом способе копирование может происходить только в масштабе 1:1, прозрачность рисунка и картины не имеет значения. Работает для картин, писанных маслом. Холст, желательно белый, покрывается тонким слоем тёмной однотонной краски (его можно далее использовать как некое подобие имприматуры). Рисунок накладывается сверху, фиксируется и продавливается каким-нибудь тонким элементом. После отклеивания рисунка на этой квазиимприматуре остаются следы линий. Можно писать сразу, а можно дать просохнуть. Сам этот способ никогда не использовал, знаком понаслышке. С моей точки зрения, вряд ли стоит гробить холст на экспериментах.
9
Светопроектор.
При этом способе копирование может происходить с любым масштабом увеличения, прозрачность рисунка и картины не имеет значения. Можно ли уменьшать изображение светопроектором, я не знаю. Советский высокотехнологичный способ. Его и сейчас используют художники — оформители помещений, или творцы граффити. Это удобный аппарат, позволяющий проецировать на стену или стол изображения с непрозрачных носителей. По причинам дифракции контуры рисунка на картине получаются нерезкими, а при увеличении изображения качество совсем хромает. Процедуру работы см. инструкцию к аппарату.
10
По трафарету.
При этом способе копирование может происходить только в масштабе 1:1, прозрачность рисунка и картины не имеет значения. Рисунок режется на шаблоны по контурам наиболее, как вам кажется, главных элементов, вырезаются дыры на месте мелких деталей, после чего эти куски накладываются на картину и обводятся контуры. Сильно укрупнённый и неточный метод.
11
Отпечатком.
При этом способе копирование может происходить только в масштабе 1:1, прозрачность рисунка и картины не имеет значения. Работает только для картин маслом. Заказываете фотку эскиза или просто фотку размером с холст в зеркальном отражении. Это дорого. Для безбюджетников есть возможность сэкономить: куча фоток размером 20х30 той же суммарной площади обойдётся намного дешевле. Из них склеивается встык полноразмерное изображение липкой лентой с оборота. Холст промазывается лаком с добавлением ацетона. На поверхность картины быстро и точно кладётся фотка лицом вниз и приглаживается. Если фотка легла криво, сместить её, скорее всего, уже не получится. Можно придавить сверху ровным куском толстого поролона, но не так, чтобы продавить холст. После затвердевания лака (несколько дней) снимается поролон, отклеивается скотч, на поверхность кладётся мокрая тряпка. Полагаю, что тряпку следует брать небольшую, и сдвигать её по мере следующей работы. После намокания фотографии под тряпкой она скребётся скальпелем, лезвием, наждачкой и вообще кто чем горазд. Думаю, излишне напоминать, что холст при этом должен лежать на чём-то твёрдом. Фотобумага соскребается, а изображение остаётся, впечатанное в лаковое покрытие холста. Поверх этого можно писать маслом с добавлением лака. Сам не пробовал, знаком понаслышке. Как поведёт себя такая живопись в дальнейшем, неизвестно.