Сведения по различным техникам художественных работ в изобразительном искусстве вы можете почерпнуть из нашего сайта.
Здесь размещены основные понятия о техниках художественных работ. Для особо беспокойных листателей сайта также имеется разводка по специализированным страницам с информацией на тему особенностей и заказа картин и портретов маслом, мелками и карандашом.
ТЕХНИКИ В ИЗО на сайте «ХУДГРАФИК» — https://artgraphic.su/tehniki.html
С академическо-искусствоведческой точки зрения понятие «техники» базируется, прежде всего, на материалах, применяемых художником при создании картин и фресок, в основном — на тех материалах, которые он держит в руке, или которые оставляют след на основе, формируя изображение.
Хотя сами-то мы придерживаемся другой, более обывательской, точки зрения, а именно: материалы — это именно материалы, а техника — это телодвижения. Потому и говорят иногда, что художник «техничен».
В природе существуют следующие техники: карандаш; масло; темпера; эмаль; гуашь; пастель; тушь; живопись по штукатурке: фреска и а секко; гризайль; лессировка; пуантилизм; клеевая живопись; восковая живопись; живопись керамическими красками; живопись силикатными красками; акварель; сухая кисть; акрил; смешанная техника, аэрограф и др.и пр.
Поскольку мы не пишем диссертацию на тему «Различные техники художественных работ в изобразительном искусстве», в данной статье мы урезаем объём материала и приводим данные только по тем техникам, которые практикуем сами: масло, карандаш, сепия, соус, сангина, пастель, гуашь, уголь.
Классификацию техник по материалам смотреть таблицу 1.
Таблица 1Техники художественных работ в изобразительном искусстве
работы
графические
живописные
одноцветные или чёрно-белые
карандаш, сепия, соус, сангина, пастель, уголь
масло, гуашь
цветные
пастель
масло, гуашь
Примечание к таблице 1.
Мы считаем, что, поскольку при рисовании маслом и гуашью художник совершает одинаковые телодвижения руками и использует одни и те же инструменты, принципиальной разницы в технике нет, и поэтому относим масло и гуашь к живописи.
В то же время создание картины маслом может осуществляться разными методиками, в том числе не имеющими к «живописи» почти никакого отношения, поэтому в терминологии здесь действуют традиции искусствоведства.
«Рисовать» и «писать».
Принято считать, что рисование (слово происходит от слова «риски» — чёрточки) осуществляется с помощью инструментов типа стилоса (карандаш, угольная палочка, перо писание производится кистью, ибо в одних уголках Земли люди рисовали буквы (древний Египет, например), а в других писали их (древний Китай, например). Поэтому традиционно понятие «рисовать» относится к графике, а «писать» — к живописи (отсюда и словцо).
Однако, дабы не удаляться слишком от культурного уровня населения, мы придерживаемся антинаучной терминологии, поэтому и карандашом, и маслом — рисуем, а не пишем (ссылка на анекдот.
Графический портрет в технике «карандаш»
Увеличить изображение портрета
Графический портрет в технике «пастель + уголь»
Увеличить изображение портрета
Мелкая классификация техник.
Более мелкая классификация техник происходит по используемым инструментам. Так, например, художник может рисовать пастельными карандашами, образуя на поверхности основы мелкие штрихи (риски), а может — пастельными мелками, создавая крупные штрихи. А может вообще растереть пастель пальцем или ребром ладони. Внешний вид картины при этом имеет свою специфичность.
То же относится и к другим графическим материалам типа карандаша, угля, соуса и т.п.
Методику пользования масляными красками в основном заложил полтыщи лет назад Леонардо да Винчи. До той поры писали, как правило, водорастворимой темперой, т.к. масляные краски были неизвестны.
Классификацию техник масляной живописи в зависимости от применяемых инструментов смотреть таблицу 2.
Таблица 2 Техники масляной живописи в зависимости от применяемых инструментов
инструмент
направления живописи
кисть или палец
все направления
другие части тела
авангард
мастихин
импрессионизм, соц.реализм, авангард
Примечание к таблице 2:
Мастихин
— такая лопаточка, которой наносят краску на основу и размазывают её там.
Между картинами, выполненными кистью и мастихином, имеется существенное различие.
Классификацию техник масляной живописи в зависимости от способа создания изображения смотреть таблицу 3.
Примечание. Направления живописи перечислены лишь ориентировочно.
А ля прима.
Эта методика предполагает быстрое нанесение краски на основу в один слой, толщина которого может быть от весьма малой до нескольких сантиметров (краска свисает с холста сталактитами). Картина должна быть закончена в один присест, за несколько часов, поэтому данная методика взята на вооружение импрессионистами, которым, как известно, неважно, что на картине нарисовано, было бы вызвано мгновенное впечатление у зрителя. Метод годится для создания этюдов или законченных импрессионистских полотен.
Этюд маслом, написанный по методике «а ля прима»
Увеличить изображение портрета
Послойное нанесение краски.
При использовании этого способа вначале делается подмалёвок, затем он перекрывается живописью. Картина при этом меняет цвет, обрастает различными деталями. Перед наложения каждого слоя предыдущий должен просохнуть. Поэтому такая работа может длиться годами. Однако, и результат несравним с быстросохнущими картинами. При просмотре такой картины у зрителя создаётся впечатление странной глубины пространства и объёмности предметов, поскольку слои прозрачной и полупрозрачной краски просвечивают один сквозь другой, создавая некое подобие голографии.
Подмалёвок для портрета маслом, написанного путём послойного наложения краски.
предполагает создание грубого подмалёвка, по которому пишется картина в один, реже — в несколько слоёв. Слои при этом не ставят своей целью просвечивать друг сквозь друга, а наоборот, скорее призваны скрывать переделки, возникающие по ходу создания картины, что позволяет художнику экономить на эскизах и расслабиться, не страшась совершить ошибку. Развитие этого метода связано с эпохой упадка художественной культуры, когда главным становится не качество, а количество произведённых работ. Данный период длится и по сию пору. Подавляюще огромная часть современных картин писана именно так.
Портрет маслом, написанный промежуточным методом в несколько заходов
Увеличить изображение портрета
На этом этапе развития интернет-страницы мы вынуждены констатировать, что разницы между промежуточным и послойным способами при просмотре фотографий нет никакой, т.к. фотография съедает объёмность красочного слоя. Заметить эту разницу можно только путём подноса носа непосредственно к самой картине.
ТЕХНИКИ В ИЗО на сайте «ХУДГРАФИК» — https://artgraphic.su/tehniki.html
В некоторой степени техника пастели может имитировать технику масла по внешнему виду, как например, здесь:
Графическая картина-портрет пастелью. Штрихи от мелков хорошо затёрты, поэтому со стороны выглядит так, будто картина написана маслом
Увеличить изображение портрета
С помощью масла можно скопировать практически любую технику, за исключением туши или карандаша (где требуются мелкие штрихи).
Гуашь и масло.
Работы, выполненные гуашью, мало отличались бы от масла, если бы не глухой тон поверхности гуаши — она лишена даже намёка на блеск, свойственный масляной живописи. Однако, это явление легко преодолимо — картины гуашью можно покрывать лаком, и тогда отличить их от масла будет невозможно без специального расковыривания поверхности.